Наш монастырь, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находится в селе Малая Пица Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Эта небольшая обитель была основана по благословению Преподобного батюшки Серафима Саровского.
Первоначально женская богадельня возникла при селе Большая Пица (Камкина) Нижегородского уезда, где в конце XVIII века жила крестьянка Марфа Димитриева. Оставшись вдовой, она отправилась в Саровский монастырь, чтобы спросить у саровских старцев совета о своей дальнейшей жизни. Встретилась она и с преподобным Серафимом Саровским, который выслушал ее и благословил вести подвижническую жизнь в молитвах и посте, сохраняя в чистоте свое вдовство.
Вернувшись в село, Марфа Димитриева построила недалеко от приходской церкви во имя Михаила Архангела небольшой дом, в котором поселилась в уединении. Спустя некоторое время к ней попросились на жительство несколько девиц и вдовиц, желающих вести подвижническую уединенную от мира жизнь. Среди первых насельниц богадельни была дочь пономаря местной церкви Евдокия Державина и крестьянская девица из села Низовка Анна Ивановна Голявина. Подвижницы жили соблюдая устав общежительных монастырей: вместе совершали молитвенное правило, данное им саровскими старцами, регулярно посещали церковь, читали псалтирь, жития святых угодников и другую душеполезную литературу, трапеза была общей. Питались они скудно, лишь от трудов своих на земле.
Так шли годы, умерла Марфа Димитриева. С общего согласия сестры избрали своей начальницей Евдокию Державину. Несмотря на трудности жизни, все больше приходило к ним женщин, которые желали жить по монастырскому уставу. Небольшой дом вскоре стал им тесен, и Евдокия Державина с помощью своих родных, смогла построить возле храма более просторный дом, в котором поселились все ее духовные сестры. Так было положено начало женской богадельни в селе Большая Пица, небесным покровителем которой стал Архангел Михаил. Будучи старшей, Евдокия строго следила, чтобы все сестры поддерживали установленный ранее устав: совершали молитвенное правило, данное им саровскими старцами, читали Псалтирь, регулярно посещали храм, занимались рукоделием, помогали одиноким старикам. Сестры вели строгую монашескую жизнь, но отличались особой добротой и приветливостью к людям. Жизнь сестер богадельни служила примером и привлекала к ним других подвижниц.
Младшая сестра Евдокии Державиной Матрона, которой было всего 13 лет, очень хотела жить вместе со своей старшей сестрой и вести жизнь подобную той, которую вела она, но родители даже слышать не хотели об этом ее намерении. Тогда Матрона решила пойти в Саров, чтобы получить благословение старцев. С трепетною душою Матрона припала к ногам отца Серафима и, в страхе и слезах, тихо сказала: «Батюшка, благословите». На это отец Серафим сказал ей: «Встань, рабынюшка, и подойди ко мне поближе». Когда Матрона встала и приблизилась к нему, отец Серафим благословил ее, взял за плечи и, подведя к иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость», сказал: «Приложись матушка к этой иконе покрепче – она тебя не оставит; да будет благословение Господне на тебе. Не занимайся мирскими делами в ущерб духовным, а иди к сестре твоей Евдокии и живи с ней», и опять повторил: «Да будет благословение Божие на вас с Евдокией». Затем, благословив ее на дорогу, присовокупил: «Иди, тебя Матерь Божия не оставит, молись Ей усерднее, Она защитит тебя во всех путях твоих, покроет своим покровом и избавит от всякого злого обстояния». От отца Серафима Матрона пошла к саровскому старцу Иллариону, который также благословил ее вступить на путь духовной жизни.
Окрыленная поддержкой великих подвижников, Матрона вернулась домой, горя решимостью жить духовной жизнью. Искренне молилась она перед иконой «Всех скорбящих Радость», чтобы Матерь Божия помогла ей получить благословение родителей на иноческую жизнь. Видя такое горячее желание своей младшей дочери, родители уже не стали чинить ей препятствий и благословили на монашескую жизнь.
Матрона поселилась в богадельне у своей старшей сестры, смиренно и с усердием стала исполнять все возлагаемые на нее послушания, всецело посвящая свою жизнь Господу. Прошли годы. Когда в 1851 году умерла Евдокия Державина, то сестры стали просить ее сестру Матрону принять на себя руководство над их маленькой общиной. Как ни уклонялась и ни отказывалась она от этой должности, но, видимо, воля Божия была в том, чтобы Матрона возглавила богадельню и стала старшей над сестрами, которых уже было пятнадцать человек.
Во всех делах советовалась Матрона с саровскими старцами и с их благословения построила возле храма новый большой одноэтажный каменный дом. В 1871 году указом Нижегородской Духовной консистории была официально открыта и утверждена женская богадельня во имя Архангела Михаила. Попечителем богадельни стал местный землевладелец титулярный советник Александр Михайлович Троицкий, которому помогала его жена Евдокия Васильевна, принимавшая особо большое участие в жизни общины сестер.
После постройки и утверждения богадельни количество женщин в ней значительно увеличилось. Сестры жили по монастырскому уставу: ежедневно все вместе совершали молитвенное правило, по праздникам и воскресным дням ходили на службу в сельский Троицкий храм, трапеза была общей, во время нее читались жития святых или поучения отцов церкви. Послушания сестры выполняли с усердием и безотказно. Матушка Матрона в управлении богадельней старалась походить на свою сестру и стремилась быть настоящей духовной наставницей сестрам.
Жизнь сельской богадельни текла размеренно, в трудах и заботах, но испытания не миновали ее. В 1877 году Преосвященный Иоанникий (Руднев), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, во время традиционного обозрения епархии прибыл в село Большая Пица. Осматривая приходской храм, он увидел отдельно стоящих сестер богадельни. Благословив каждую, поинтересовался, почему они не поют и не читают в храме во время службы. Матрона Державина, как старшая, ответила, что они были бы очень рады это делать, но храм приходской, и они не смеют хозяйничать в нем без благословения священника. Тогда владыка посоветовал им построить свой храм, хотя бы домовый, и по благословению святительскому освятить его.
Обрадованные сестры стали хлопотать о пристройке к их корпусу домовой церкви, но тут-то и начались искушения. Местная крестьянская община посчитала, что с постройкой домовой церкви произойдет укрепление богадельни, и способствует образованию женского монастыря. И тогда крестьяне испугались, что земли их пахотные отойдут монастырю и они лишатся приходского храма, и самостоятельности. Дело дошло до Окружного суда, куда было подано прошение от сельского общества и церковного причта, в котором сестер богадельни обвинили в незаконной постройке на церковной земле жилого корпуса из церковного материала.
Решением суда каменный дом у сестер отобрали, разобрали на кирпичи, из которого в последствие возвели ограду вокруг храма. Бедным сестрам негде стало жить, некуда было идти. Их общинная жизнь, с таким трудом налаженная, рухнула в одно мгновение. Почти пятьдесят лет существовала женская богадельня в селе Большая Пица, где сестры безвозмездно помогали нуждающимся, старались любовью и теплом своих сердец согревать страждущих и одиноких.
Однако Господь, который неисповедимыми путями Своими направляет все к лучшему, не оставил сестер безутешными. В соседнем селе Малая Пица (Апраксина), проживала вдовая благочестивая помещица Юлия Александровна Чуприкова. Узнав о том, как поступила сельская община и жители села с женской богадельней, Юлия Александровна была страшно возмущена, и тут же предложила сестрам богадельни купить у нее усадьбу с прилежащими к ней землями. Сестры с радостью согласились, и 3 марта 1879 года купчая от имени А.М. Троицкого, Матроны Державиной и Анны Галявиной была совершена. Так, по милости Божией, сестры получили в свое владение деревянную усадьбу с хозяйственными постройками, фруктовым садом и 49 десятинами пахотной и луговой земли.
20 ноября 1879 года, уже Мало-Пицкая богадельня была открыта официально, но по просьбе сестер была переименована, и стала называться – во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Свято верила Матрона Державина в помощь Божией Матери и благословение преподобного батюшки Серафима, который обещал ей заступничество и помощь Богородицы в тяжелые моменты жизни.
***
Начало 1880 года стало скорбным для сестер богадельни. 14 февраля скончалась супруга попечителя богадельни Александра Михайловича Троицкого – Евдокия Васильевна, которая долгие годы была истиной помощницей сестрам. Перед смертью она завещала богадельне капитал, достаточный для постройки храма. Похоронили ее на территории будущего монастыря. В этом же году сестры приобрели землю и усадьбу у жены подпоручика Софии Петровны Самочерновой, которая проживала в селе Большая Пица, тем самым увеличив земельные владения богадельни.
В 1881 году стараниями благодетеля А. М. Троицкого, начальницы Матроны Державиной и всех сестер в богадельне была построена деревянная домовая церковь. По указу Духовной консистории и с благословения Преосвященного Макария (Миролюбова), епископа Нижегородского и Арзамасского, 10 марта 1882 года состоялось освящение первого храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
Так исполнились пророческие слова преподобного Серафима Саровского юной Матроне Державиной о том, что икона Богоматери – «Всех скорбящих Радость» – не оставит ее и избавит от всякого злого обстояния, так осуществилось и пожелание архипастыря – владыки Иоанникия относительно устройства при богадельне храма.
С постройкой домового храма число сестер в богадельне увеличилось. На территории богадельни так же были построены пять деревянных жилых келейных корпуса, хозяйственные постройки, мельница и прочие службы необходимые для проживания сестер и для их сельскохозяйственной деятельности. 17 сентября 1884 года указом Священного Синода за № 3115 богадельня была официально переименована в женскую общину во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Матрона Державина была утверждена начальницей общины. Благочинный монастырей и общин, настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря архимандрит Лаврентий (Тихов) 7 октября 1884 года присутствовал на торжественном богослужении и благословил открытие общины. Спустя два года, 7 октября 1886 года, он же произвел торжественный чин освящения места для закладки в обители большого каменного храма, по проекту нижегородского гражданского инженера Александра Станкевича.
В 1886 году в Скорбященской женской общине проживало более 70 сестер, которые несли разные монастырские послушания. Часть сестер занималась полевыми, луговыми, огородными работами. Для своего питания и содержания домашних животных они выращивали разнообразные злаки: рожь, пшеницу, гречу, овес, ячмень, просо и чечевицу. Клиросные сестры несли послушание в церкви: пели на клиросе, читали, подготавливали храм к службе, убирались в храме. Другие сестры занимались рукоделиями: украшали на заказ иконы фольгою и цветами, вышивали, ткали, плели пояса, шили одежду и обувь для всех сестер общины. Часть рукоделий шла на нужды обители, но много изделий сестры делали и на продажу, что приносило доход обители.
Долгие годы возглавляла Матрона Павловна Державина обитель, и не просто возглавляла, но и деятельно созидала, а в 1890 году она, по состоянию здоровья, фактически перестала быть начальницей общины. Матрона Павловна Державина была дочерью псаломщика из села Большая Пица, читать выучилась дома, а вот писать не умела, что подтверждается росписью за нее на всех документах казначеи – Анны Ивановны Голявиной. Постепенно она увеличивала сначала маленькое сестричество, создала богадельню, затем смогла добиться преобразования ее в общину, и уже как итог всей ее подвижнической жизни – образование монастыря.
Матрона Державина была официально освобождена от должности начальницы общины 19 ноября 1893 года, по преклонности лет и слабости здоровья (родилась она в 1807 году). Сменила ее на должности начальницы общины Анна Ивановна Голявина. О ней известно, что родилась она в 1843 году в крестьянской семье в селе Низовка Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Читать и писать умела, хотя нигде не училась. В 1862 году в возрасте 19 лет она по собственному желанию поступила в Михайло-Архангельское сестричество, которое ютилось возле Свято-Троицкого храма в селе Большая Пица. И все преобразования, которые происходили в общине, происходили на ее глазах, и всегда она активно помогала начальнице. В 1885 году Анна была пострижена в рясофор.
В 1893 году в обители был большой праздник – построен и освящен первый каменный двухпрестольный собор. Центральный алтарь храма был освящен в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость», а придел в трапезной части – в честь св. Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца. Рядом с храмом была построена деревянная колокольня, на которой находилось шесть колоколов.
Основными благодетелями при постройке монастырского собора, его внутренней отделке и подготовке к освящению, являлись два человека: московский купец Константин Дмитриевич Дмитриев (устроивший за свой счет в зимнем храме иконостас с иконами, снабдив его церковной утварью, стоимостью около 10 тысяч рублей); и нижегородский цеховой Иван Герасимович Гаранов (устроивший за свой счет иконостас с иконами в летнем храме, и так же обеспечивший его церковной утварью). Кроме этого Иван Герасимович приобрел и передал в дар для общины еще 79 десятин 1316 саженей земли. Всего же им было израсходовано на общину около 20 тысяч рублей. Проживал И.Г. Гаранов в селе Малая Пица. Настоятельница общины матушка Анна ходатайствовала перед епархиальными властями и Святейшим Синодом о награждении К.Д. Дмитриева и И.Г. Гаранова за их благотворительность золотыми медалями с надписью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее.
25 августа 1897 года, на 91 году жизни, скончалась основательница монастыря старица Матрона Павловна Державина. Похоронили ее сестры у алтаря Скорбященского храма. До разорения обители в советское время, на ее могильном кресте можно было прочесть следующую надпись: «Покойся ты, наша утешительница, незабвенная дорогая матушка, под сенью обители святой, ударит час, конец вселенный, и мы увидимся с тобой».
***
10 января 1901 года указом Святейшего Синода за № 119 Мало-Пицкая Скорбященская женская община «была утверждена общежительным женским монастырем с наименованием оного Богородицким, с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Таким образом, насельницы общины теперь имели право принять иноческий образ.
4 февраля этого же года по распоряжению Нижегородской духовной консистории в обитель прибыл благочинный монастырей архимандрит Феодосий для избрания настоятельницы монастыря и будущих инокинь. После воскресной Божественной литургии перед отпустом крестом, в храме перед сестрами был прочитан Синодальный указ, по которому община обращалась в монастырь. Архимандрит Феодосий сказал сестрам приветственное слово, с пожеланием им «… ходить достойно своего нового звания и преуспевать в иноческих добродетелях, разорвавши уже общение с миром и его соблазнами». После молебного пения Божией Матери и Николаю Чудотворцу провозглашено было обычное многолетие, а затем и «вечная память» основательнице обители – старице Матроне и А.М. Троицкому – первому благотворителю и устроителю общины. Титулярный советник Александр Михайлович Троицкий скончался в возрасте 74 лет, 28 мая 1895 года, и был погребен в одной могиле со своей супругой на монастырском погосте. Вечером того же дня в присутствии архимандрита Феодосия и местного духовенства: монастырского священника о. Николая Покровского, священника из села Таможниково — о. Михаила Виноградова и священника из села Терюшево о. Николая Лаврова, происходило избрание настоятельницы монастыря. В голосовании, посредством подачи записок, принимали участие сестры не моложе 18 лет и проживавшие в обители не менее трех лет. Всех сестер, имеющих право голоса, было 92, при проверке записок вышеозначенными священниками, единогласно избранной оказалась прежняя настоятельница – Анна Ивановна Голявина. Сестры тут же в храме тепло поздравили новоизбранную настоятельницу. Было объявлено, что иноческое пострижение в этом году смогут принять только восемь сестер обители, имевших более сорока лет от роду. Одной из первых, 21 апреля 1901 года, иноческий постриг приняла настоятельница монастыря, получив в монашестве имя Асенефа.
А спустя неделю, 28 апреля в субботу, Мало-Пицкую обитель посетил Преосвященный Назарий (Кириллов), епископ Нижегородский и Арзамасский. «…В святых вратах Владыку встретила настоятельница монастыря матушка Асенефа, которая преподнесла его Преосвященству хлеб-соль. Сестры обители сопровождали шествие Архипастыря по монастырю пением праздничного храмового тропаря иконе «Всех скорбящих Радость»… «От святыя иконы Твоея, о Госпоже, Владычице Богородице…», – так описывалось это событие на страницах епархиальных ведомостей, того периода. После установленной церковной встречи владыка обратился к сестрам с поучением, в котором высказал пожелание свое «…о процветании и утверждении обители на камне веры, заповедовал сестрам жить в мире, согласии и любви между собою, в добром повиновении настоятельнице и старшим сестрам. Особо внушал Архипастырь сестрам, чтобы они пребывали в подвигах труда и молитвы, коими утверждаются все святые обители и процветают, и привлекают к себе мирских боголюбивых людей».
По окончании речи владыка проследовал в корпус настоятельницы, где ему были представлены восемь новопостриженных монахинь. Он благословил каждую, пожелав им святых молитв и душевной стойкости в несении иноческого креста. Познакомился владыка и с девочками-сиротками, жившими в монастырском приюте и обучавшимися в церковно-приходской монастырской школе. Каждую он обласкал и подарил крестик.
Затем владыка в сопровождении настоятельницы обошел весь монастырь, знакомясь с хозяйством обители. Посетил монастырскую трапезную и посоветовал сестрам-трапезницам готовить пищу для монастырской трапезы с благословением и молитвою. В мастерских мастерских владыка рассматривал нехитрые изделия монахинь по украшению икон фольгою и цветами.
В 1901 году в Мало-Пицком монастыре проживало 9 монахинь, 30 рясофорных послушниц, и 115 послушниц на испытании, всего 154 сестры. По завету преподобного Серафима Саровского сестры обители денно и нощно читали неусыпаемую Псалтирь перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Перед иконой, как благословил батюшка Серафим, всегда горела неугасаемая лампадка.
***
Благодаря трудам и заботам игуменьи Асенефы с сестрами из года в год монастырь все больше благоустраивался. Территория вокруг обители была обнесена деревянной оградой, внутри которой находилось два храма с колокольней, келейные корпуса для сестер, различные хозяйственные постройки. В Нижнем Новгороде у монастыря появилось свое подворье с каменной часовней на улице Полевой (ныне ул. Горького). Отошла ко Господу матушка Асенефа в конце декабря 1904 года, на шестьдесят втором году жизни. Похоронили ее сестры в одной могиле со старицей Матроной, под одним крестом.
4 января 1905 года, сестры монастыря с общего согласия, избрали настоятельницей одну из первых насельниц обители – матушку Поликсению. Мирское имя ее было Пелагия Степановна Хазова, родилась она в 1862 году в деревне Тилинино Нижегородского уезда Нижегородской губернии. В будущий монастырь (богадельню) поступила 4 мая 1873 года в возрасте одиннадцати лет. В рясофор была пострижена в 1885 году. С 1894 года проходила послушание в должности казначеи. Вся жизнь Мало-Пицкой общины, от богадельни до монастыря, прошла перед ее глазами. После избрания настоятельницей, 14 января 1905 года была пострижена в монашество с именем Поликсения, и буквально на следующий день, возведена в сан игуменьи. Это была очень энергичная и благочестивая настоятельница обители. В 1907 году игуменья Поликсения за свои труды по управлению обителью ко дню Святой Пасхи была награждена наперсным крестом.
23 декабря 1907 года в Нижнем Новгороде при монастырском подворье на улице Полевой была освещена каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». При храме были устроены кельи для проживания сестер и все необходимые церковные помещения. Кроме этого, при подворье имелось два деревянных на каменных фундаментах жилых дома, пожертвованных монастырю благодетелями. Дома сдавались в аренду, принося монастырю доход. К сожалению, в советское время в 1970-е годы, все постройки монастырского подворья были уничтожены.
К 1911 году в монастыре проживало 174 сестры, их них только 18 монахинь, 55 указных послушниц, 101 послушница на испытании. Сестры, живущие в монастыре на испытании трудились на полевых, луговых, огородных работах. Монахини и послушницы исполняли клиросное послушание и занимались различными рукоделиями: украшали фольгой и цветами иконы, вышивали, строчили белье, шили облачения, изготавливали для сестер одежду и обувь, вязали, ткали. Они обеспечивали всех монастырских сестер необходимой одеждой и выполняли работы на заказ. Младшие сестры были подчинены надзору благочинной и старшим сестрам. Обитель жила по уставу общежительных монастырей, за трапезой дежурными сестрами читались жития святых и поучения отцов Церкви.
При монастыре имелось два странноприимных дома (гостиницы) для паломников и гостей, церковно-приходская школа для девочек, которую монастырь содержал за свой счет. Для священнослужителей были построены два жилых дома за церковной оградой. Монастырь имел довольно обширные земельные владения – 283 десятины земли, которые сестры обрабатывали сами; водяную и ветряную мельницы. Еще одна водяная мельница в Васильсурском уезде принадлежала монастырю по завещанию покойной игуменьи Асенефы и сдавалась в аренду. Монастырю принадлежали два хутора, на одном находился кирпичный завод, на другом – молочная ферма, где было 20 дойных коров.
Церковные богослужения совершались в монастыре ежедневно, и на них молились все сестры, кроме тех, кто исполнял необходимые послушания. В монастыре ежедневно читалась неусыпаемая Псалтирь за царствующих лиц, Святейший Синод и за благодетелей и попечителей святой обители.
В мае 1913 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левитского) в монастыре был освящен больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и святого великомученика и целителя Пантелеимона. Двухэтажный больничный деревянный корпус (богадельня) для престарелых сестер с шатровым храмом на втором этаже, был построен на месте первого домового храма. Строительство его осуществлялось на средства обители по проекту архитектора А.Н. Полтанова.
***
С началом Первой Мировой войны, в 1914 году при подворье монастыря на железнодорожной станции «Сураватиха» был оборудован лазарет для раненых и больных воинов на 25 кроватей. Отдельный корпус в самом монастыре был приспособлен для принятия детей-сирот и беженцев. Лазарет и приют монастырь содержал на свои средства. Из новых послушаний у сестер прибавился уход за ранеными воинами и сиротами.
В 1917 году в монастыре проживало 189 насельниц, из них монахинь – 27, послушниц – 155, и 7 престарелых больных сестер проживали в богадельне. Из отчета игуменьи Поликсении за этот год известно, что жизнь в монастыре продолжалась по заведенному порядку: совершались ежедневные церковные службы и неусыпаемое чтение Псалтири, сестры регулярно исповедовались и приобщались св. Христовых Тайн. Как и прежде, сестры трудились на послушаниях: обрабатывали землю, выращивали овощи, ухаживали за скотом. «… Жизнь монастыря из года в год при общем согласии, трудолюбии и благочинии живущих в нем сестер улучшается», – так подписала годовой отчет игуменья Поликсения 12 января 1918 года.
В конце 1916 года в Мало-Пицкой обители поселился престарелый больной архимандрит Парфений (Державин), наместник Печерского монастыря, который являлся племянником основательницам монастыря Евдокии и Матроне Державиным. Все эти годы за ним ухаживала послушница Ксения Андреевна Норкина, которая потом стала старшей сестрой на монастырском подворье в Нижнем Новгороде. Скончался архимандрит Парфений 30 октября 1919 года, на 79 году жизни, и был погребен на монастырском погосте.
В конце декабря 1918 года в монастырь ворвался вооруженный отряд красноармейцев с намерением захватить хлеб, который хранился в монастырских амбарах. В обители успели ударить в набат и прибежавшие на звон колокола крестьяне были готовы защищать монахинь и их имущество. Игуменья Поликсения и сестры сумели мирным путем отстоять имущество монастыря. Отряд красноармейцев ушел, а спустя несколько дней настоятельницу арестовали.
3 сентября 1918 года Нижегородская ЧК арестовала настоятеля Печерского монастыря епископа Балахнинского Лаврентия (Князева), который был направлен в острог. Спустя два месяца после его заключения под арест, 5 ноября 1918 года, Преосвященного Лаврентия под конвоем повели через весь город из острога в здание ЧК, на улицу Малую Покровскую. По дороге люди подходили к епископу за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок и вытирал глаза, по-видимому, он плакал. По воле Божьей, проходя мимо подворья Мало-Пицкого монастыря, святитель остановился перед храмом. Шла вечерняя служба накануне храмового праздника (6 ноября), народу в церкви было много. Узнав, что на улице стоит владыка Лаврентий, народ стал выходить из храма и брать у него благословение. При этом многие плакали, это было последнее благословение владыки Лаврентия. На следующий день, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» владыка Лаврентий был расстрелян, ему был 41 год. Так был расстрелян епископ Русской Православной Церкви, ставший одним из первых новомученников XX века.
В 1919 году на Нижегородскую святительскую кафедру был назначен архиепископ Евдоким (Мещерский). В этом же году он сделал запрос в Нижегородский Епархиальный Совет (созданный взамен Духовной консистории), в котором писал, что: «… Во время обозрения мною Арзамасского уезда была арестована игуменья Пицкого монастыря. Благоволите сообщить, что предпринято советом: 1) для освобождения игуменьи и 2) за что старица игуменья арестована?»..
В тюремном остроге, где матушка Поликсения провела несколько месяцев, от полученных переживаний она тяжело заболела, ходатайство правящего архиерея, видимо, было учтено, и вскоре игуменью освободили. Вернувшись в монастырь, она снова опасно заболела тифом. Здоровье ее было окончательно подорвано, и в последнем подписанном ею годовом отчете за 1920 год она напишет архиепископу Евдокиму: «Чувствую слабость сил и желания остаток дней своих посвятить молитве, я, с разрешения Вашего Высокопреосвященства, приняла схиму и просила Ваше Высокопреосвященство ходатайствовать пред Высшею Церковною Властью об освобождении меня от должности настоятельницы. Просьба моя была уважена. На должность настоятельницы монастыря сестрами обители избрана была в Вашем присутствии послушница монастыря Анна Сотова. Священным Синодом она была утверждена в означенной должности, и Вашим Высокопреосвященством была пострижена в монашество 12 декабря с наречением имени Алексии, а 13 декабря за Литургией возведена была в сан игуменьи». Матушка Поликсения ушла на покой, приняв схиму с именем Пульхерия.
В это смутное и неопределенное время на должность настоятельницы Мало-Пицкого монастыря сестры выбрали рясофорную послушницу Анну Сотову. Анна несла в монастыре клиросное послушание и, по ее словам, была не готова нести тяжкий и ответственный крест настоятельства. Однако положение сестер монастыря, оставшихся без мудрого руководства было очень непростым, и молодая послушница смирилась с выбором сестер, а схиигуменья Пульхерия обещала ей всяческую помощь. В декабря 1920 года на монастырском подворье в Нижнем Новгороде архиепископ Евдоким постриг Анну в монашество с именем Алексия.
О матушке Алексии известно совсем немного. Родилась она в Петербурге, 1 октября 1882 года. Отец ее Андрей Сотов был безземельным крестьянином Тверской губернии, поэтому каждый год ездил в Петербург на отхожий промысел. Спустя какое-то время он переехал в Петербург на постоянное жительство и работу. Мать Анны тоже устроилась работать на ткацкую фабрику и в материальном отношении семья не знала нужды. Анна была единственным ребенком, любимицей родителей, их отрадой и утешением. Они очень баловали ее. Однако это не испортило девочку, которая была доброй и ласковой, а к 12 годам приняла твердое решение уйти в монастырь. Отец ее к тому времени уже умер, а мать, несмотря на всю любовь к дочери, не стала чинить ей препятствий и даже подсказала сходить к отцу Иоанну Кронштадтскому за благословением и советом.
Отец Иоанн Кронштадтский при встрече сразу прозорливо сказал Анне, что она будет игуменьей, и благословил ее крестом, какой обычно дают иноку при постриге. Получив благословение мудрого духовного старца, Анна вместе со своей двоюродной сестрой Евдокией Карасевой уехала в Нижегородскую губернию, в Скорбященский Мало-Пицкий монастырь.
Через три года после поступления Анны в монастырь умерла ее мать, и она осталась совсем одна. В монастыре она долгое время несла клиросное послушание. Двадцать один год прожила она в монастыре, и в 33 года стала его игуменьей. Перед новопоставленной игуменьей Алексией встал вопрос о сохранении святой обители. Власти требовали закрытия монастыря, но монахини не хотели уходить, согласившись на создание в обители трудовой артелью, только чтобы сохранить уставную монастырскую жизнь. В это время в монастыре находилось около ста семидесяти сестер: 27 монахинь и 150 послушниц.
Игуменья Алексия смогла наладить жизнь монастыря по монашескому уставу, не позволяя разорять его многочисленными поборами и налогам, со стороны новой власти. Официально из числа сестер монастыря была организована и утверждена сельскохозяйственная трудовая артель. Матушка игуменья одновременно являлась и председателем артели. В 1920 году из девяти монастырских корпусов два были изъяты уездным отделом социального обеспечения. Один под богадельню, а другой – под школу. Бывшая монастырская церковно-приходская школа также отошла в отдел народного образования. Количество земель в обители сократилось с 283 десятин до 79. Советской властью были национализированы монастырская водяная мельница в Васильсурском уезде и два жилых дома на монастырском подворье в Нижнем Новгороде. Но, несмотря на это, в период с 1922 по 1924 годы на подворье жил и молился епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский), который в период обновленческой смуты духовно окормлял Мало-Пицких сестер, и фактически являлся управляющим всей Нижегородской епархии.
Советское начальство считало Мало-Пицкую артель самой передовой в области. Монахини пользовались всеми агротехническими достижениями и собирали большие урожаи, не истощая земли. Представители властей любили приезжать к ним с проверками и удивлялись умелому ведению хозяйства. Им оно казалось плодом коллективного труда. Одно им здесь было чуждо – христианская вера и все монашеское. Очень не нравилось представителям Советской власти, что женщины живут без мужчин, ходят в церковь, носят монашеские «костюмы». «Закройте церковь, снимите костюмы, – предлагали они. «Если мы это сделаем, то нам тут делать нечего, мы разойдемся по домам», – отвечали им на это монахини.
21 октября 1920 года постановлением коллегии Губземотдела артель монахинь была ликвидирована по политическим соображениям. Было приказано устроить вместо артели советское сельское хозяйство. Игуменья Алексия пыталась сохранить монастырское хозяйство. Но, противостояние новой власти и православных монастырей продолжалось. Все это тяжелое время уповали монахини на помощь Божию и Божией Матери, не забывая о том, с чьего благословения зародилась женская община в селе Малая Пица. Сестры всегда помнили и молились батюшке Серафиму.
1 мая 1926 года, после тяжелой болезни, на 65 году жизни тихо скончалась схиигуменья Пульхерия. А перед наступлением нового, 1927 года с монастырского собора неожиданно упал крест. Крест подняли, водрузили на место, но всеми сестрами монастыря это было понято как знак беды, знак скорого закрытия монастыря. Летом в жару вспыхнул пожар на конном дворе, потушить его не сВ начале 1928 года благожелательно настроенный к монастырю представитель власти, видевший труд монахинь, их образцовое хозяйство, предупредил игуменью Алексию о том, что власти хотят закрыть монастырь к 1 мая. 1 мая 1928 года монастырь был официально областными властями закрыт. Монахини были вынуждены покинуть свою обитель. Некоторые из них разъехались в родные места, часть перебралась на подворье в Нижний Новгород, пока его не закрыли.могли, конный двор сгорел дотла вместе с лошадьми.
В 1930-е годы несколько монахинь Мало-Пицкого монастыря проживали в Нижнем Новгороде при Покровском храме на так называемом «Новом кладбище», на улице Пушкина. Здесь они исполняли различные обязанности: алтарниц, уборщиц, дворников и сторожей.
Игуменья Алексия поселилась с некоторыми сестрами в небольшом частном домике по ул. Володарского. Она практически не выходила из дома. Сестры зарабатывали на жизнь рукоделием, стегали одеяла. Игуменья Алексия много молилась, нетребовательная и чуждая роскоши, она до минимума ограничивала себя в вещах и еде, пользуясь самым необходимым.
30 апреля 1939 года сотрудники НКВД арестовали престарелую игуменью Алексию, которая обвинялась в том, что являлась участницей антисоветской церковно-фашисткой организации и возглавляла один из филиалов «Тайного монашества» и проводит активную антисоветскую деятельность. Вещи для тюрьмы были собраны заранее, долгие годы жила она в ожидании ареста. Во время обыска у матушки был изъят ее игуменский серебряный наперсный крест.
Свою вину матушка отрицала, ни о ком другом показаний не дала. Следователям очень хотелось продолжить громкое дело по обвинению нижегородского духовенства в антисоветской деятельности, которое было сфабриковано еще в 1937 году по делу митрополита Горьковского Феофана (Тулякова). Год отсидела престарелая игуменья Алексия в спецкорпусе нижегородской тюрьмы. 31 марта 1940 года решением Особого совещания при НКВД СССР она была приговорена к ссылке в лагерь. В мае 1940 года ее отправили в ссылку сроком на 5 лет в Красноярский край. Она уже была тяжело больна, у нее был рак, и к тяготам ссылки добавились физические муки, которые, по милости Господа, были недолгими. Все испытания она переносила с кротостью и смирением. За полмесяца до своей кончины игуменья Алексия перестала принимать пищу; на девятнадцатый день когда все отболело, она почувствовала себя лучше, съела маленькую булочку, выпила глоток молока и в этот же день в десять часов вечера 14 августа 1940 года скончалась.
***
После закрытия Мало-Пицкого монастыря в 1930-е годы на его территории располагались различные организации и учреждения местного колхоза. Здесь же была организована полная средняя школа, в которой учились дети из многих окрестных сел и деревень. В келейных корпусах поселились семьи учителей. Кроме этого был создан интернат для детей из отдаленных деревень. Соборный храм был взорван и разобран на кирпичи, и на его месте возник школьный стадион.
В 1942 году малопицкая земля приняла двести детей вывезенных из блокадного Ленинграда. Так в бывших монастырских зданиях разместился, кроме школы, и детский дом, который просуществовал здесь до 1959 года.
К 2000 году все постройки обители были разрушены. В декабре 2013 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) началось возрождение монастыря. Еще в 2005 году из-за сокращения количества учеников в селе Малая Пица была закрыта школа (построенная в 1950-е годы), здание которой впоследствии вместе с территорией, где прежде находилась обитель было передано Нижегородской епархии.
28 декабря 2013 года в возрождающуюся обитель с крестным ходом из райцентра Дальнее Константиново прибыла икона Божией Матери «Экономисса». Список был создан на Святой горе Афон специально для восстанавливаемого монастыря.
11 марта 2014 года в архиерейской резиденции в Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание, посвященное восстановлению монастыря, во время которого обсуждался проект переоборудования здания бывшей сельской школы в келейный корпус монастыря с домовым храмом.
22 мая 2014 года состоялась церемония закладки домового храма в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Чин закладки совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
9 июня 2014 года в монастыре состоялась торжественная встреча иконы «Всех скорбящих Радость», написанной специально для обители. Встречу иконы и молебен перед ней возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Икона была принесена в монастырь из поселка Дальнее Константиново с крестным ходом во главе с благочинным Дальнеконстантиновского округа Нижегородской епархии иереем Андреем Макеевым. В крестном ходе участвовали многие жители района и клирики благочиния.
Молебен был совершен на месте, где до разрушения находился храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В советское время здесь устроили футбольное поле. По окончании молебна глава Нижегородской митрополии совершил чин освящения поклонного креста, установленного на месте алтаря Скорбященского храма.